|
КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Слава каргопольской глиняной игрушки разошлась далеко.
Некогда гончарным промыслом занимались крестьяне окрестных деревень Торопово, Гринево, Печниково. Места здесь скучные, сухие, безводные и называются они «каргопольской сушью». Основное занятие крестьян испокон веку землепашество. Наличие пригодных глин в округе дало возможность развитию подсобного промысла. Глиняная посуда: печные горшки, миски, кринки и прочее расходилась по всему Поонежью и Поморскому берегу.
По сохранившимся известиям, гончарный торг в старом Каргополе был значительным. Можно только пожалеть, что ничего не сохранилось с тех времен, когда на Торговой площади выставлялись в ряд изделия гончаров, в том числе и глиняные игрушки. Вот что там было: «Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки. Неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры, скорее, напоминают собою изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы). В последнее время спрос на эти игрушки пал, и производство их уменьшается».
Гончар лепил игрушки между прочим, отдыхая среди трудов от однообразия горшков и кринок, стоил» эти игрушки гроши, и значения серьезного им никто не придавал, покупали их вместе с горшками ребятишек побаловать, и недолог был их век.
О старой каргопольской игрушке можно составить представление по работам Ивана Васильевича Дружинина (1887 - 1949), хранящимся в местном музее. Каргопольская игрушка была блеклой, неяркой. Покупными красками мастер не располагал. Мел, печная сажа, цветная глина вот и все краски. Формы фигурок архаичны, заставляющие вспомнить «изделия людей каменного века». Действительно, фигурки баб с плоскими «скифскими» лицами, с обнаженными грудями напоминают первобытных «Венер». Бесспорно, что формы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в самую глубокую древность.
Суровая первобытная архаика не присуща современной каргопольской игрушке, как и прежняя, неяркая, сдержанная раскраска. В игрушку проник цвет. Сохраняя традиционные формы, нынешняя каргопольская игрушка стала более яркой, хотя лучшие мастера обычно избегают излишней пестроты. Глиняная игрушка может быть понята разно. С одной стороны, это произведение мелкой пластики, небольшая раскрашенная скульптурка, и это дает ей почетное место среди образцов народного искусства. Но это и игрушка, то есть частица сказочного мира. В игрушке всегда живет сказка, ее образы претворяются в скромных глиняных поделках, предопределяя сюжет и форму. Мастер-игрушечник ничем не связан в своей фантазии, наряду с традиционными формами он вправе вымышлять. И если попытаться определить, чем каргопольские игрушки отличаются от прославленных дымковских, следует сказать своей сказочностью.
|
|