МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ

Я помню колокольный звон!

«Я старая женщина, мне 90 лет. Я помню колокольный звон. Рано утром каждое воскресенье, а особенно в престольные праздники, звонили в колокола церкви ближайших сёл Кацкого стана: Воскресенского, Рож- дествена, Юрьевского, Таралыкова, Николо-Топора. Это непередаваемое ощущение - какое-то благостное великолепие, как будто какая-то сила так и поднимала тебя в воздух: тело становилось лёгким и душа замирала.

Теперь многих этих церквей уж нет, а которые остались, превратились в развалины или используются не по назначению. И не стало той красоты и величия прежних сёл.

Я приезжаю в своё любимое Юрьевское и смотрю на то пустое место, где стояла церковь с колокольней, куда ходили помолиться не только наши селяне, а и из окрестных деревень. Женщины шли на службу, принарядившись в самые красивые платья и платочки, да и мужчины приходили нарядные и торжественные. В церкви крестили новорожденных, венчали молодожёнов и отпевали умерших, провожая в последний путь. Всё это объединяло и роднило людей. Тогда ведь телевизоров не было, да и радио в Юрьевском появилось только перед войной.

А теперь даже в деревнях компьютеры, молодёжь увлекается интернетом. Но стала ли жизнь интереснее? Вот в чём вопрос! Если бы наряду со всеми техническими новшествами снова построить церкви, тогда возродилось бы общение людей друг с другом. Но это непросто. Для этого нужно, чтобы нашлись меценаты, а народ всегда поддержит.

Мечтаю, чтобы в Юрьевском построили церковь, тогда оно и будет соответствовать определению «село».

Елизавета Васильевна Бурова, г. Ярославль

Сейчас в Кацком стане из 11-ти дореволюционных храмов служат только два: в Ордине да в Рождествене. Из остальных церквей - 5 снесены с лица земли и 4 в руинах. Печальная действительность! Зная её, да мечтать о будущем - это надо иметь большое мужество! Конечно же, село Юрьевское дождётся того времени, когда российские власти наконец-то примутся возрождать деревню. Конечно же, в нём вновь выстроят храм.

Тем более Юрьевское имеет своего небесного заступника. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал последнего юрьевского священника отца Мардария.

«Преподобномученик Мардарий родился 4 января 1886 года в деревне Савостине Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье и в крещении был наречён Михаилом. Окончив сельскую школу, он до двадцати четырёх лет жил вместе с родителями.

В 1921 году Михаил поступил в Желтиков монастырь в городе Твери. В 1922 году он был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского Петра; служил псаломщиком в соборе в городе Рыбинске, был иподиаконом у епископа Гервасия (Малинина) в Рыбинске; был пострижен в монашество с именем Мардарий; в 1924 году рукоположен во иеродиакона, а в 1925-м - во иеромонаха и направлен служить в храм села Федорицкого Мологского района Ярославской области. С 1929 года он стал служить в храме села Деревеньки Угличского района. Иеромонах Мардарий по приезде на приход не стал искать на новом месте удобств, устроив себе келью в неприспособленной для постоянной жизни баньке на окраине села.

Впоследствии, когда ОГПУ вызвало одного из священников, чтобы тот охарактеризовал иеромонаха, он сказал: «В личной жизни иеромонах Мардарий представляет из себя монаха-аскета, строго исполняющего предписания монашеской жизни, преданного церковности, весьма аккуратного и истово совершающего богослужения».

...В село Деревеньки стали приезжать верующие за пятьдесят километров; приезжали не только из сёл и деревень, но и из городов Углича и Калягина, так что сельский храм, в котором службы были почти ежедневные и служились по монастырски, был всегда полон молящихся. Видя такое стечение людей в храме, отец Мардарий стал готовиться к аресту, а чтобы по возможности отдалить его, держался сдержанно и осторожно, дабы не дать ищущим повода в чём-либо себя обвинить.

Иеромонах Мардарий был арестован в феврале 1933 года. На допросах он показал, что его посещает много верующих не только из деревень, но и из городов. Случаи бесед с крестьянами у него бывали, но бесед против коллективизации он не вёл. Исповедь у него была продолжительностью пять-десять минут и проходила до начала богослужения. На исповеди он, как священник, призывал к вере в Бога и жизни по заповедям. Проповедь перед исповедью он произносил с амвона, а затем исповедовал индивидуально, но вопросов, касающихся колхозов, ему при тайной исповеди не было...

11 июня 1933 года иеромонах Мардарий был доставлен в тюрьму в город Углич. Узнав об этом, верующие отправились в Углич и стали хлопотать об освобождении пастыря. Уполномоченный Угличского ОГПУ заявил священнику, что он может освободить его, но только при условии, что тот покинет Угличский район. 13 июля 1933 года уполномоченный постановил освободить отца Мардария и 17 июля взял у него расписку, что он покинет район, после чего отец Мардарий уехал в Рыбинск.

Летом 1935 года иеромонах Мардарий был назначен служить в храм в село Юрьевское Мышкинского района Ярославской области, и здесь возобновил истовое монастырское богослужение, которое при беспросветности окружающей жизни, гонениях и мракобесии, восторжествовавшем при советской власти под видом просвещения и материализма, осталось единственной духовной пищей, укрепляющей человеческие души. Но долго это продлиться не могло. 9 января 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Мардария и заключили его в угличскую тюрьму. Допросы продолжались в течение нескольких месяцев.

- Вам вменяется в вину, что вы, являясь священником церкви села Юрьевского Мышкинского района, на протяжении длительного периода времени занимались антисоветской агитацией и распространением среди населения провокационных слухов. Признаёте ли вы себя виновным в этом? - спросил священника следователь.

- Я это категорически отрицаю и заявляю, что никакой антисоветской агитации среди населения я не вёл и никаких провокационных слухов не распространял, - ответил иеромонах Мардарий.

- Следствию известно, что вы вплоть до последнего времени имели связь с церковниками, проживающими не в вашем приходе, в частности, вы имели связь с церковниками Угличского района, и в церковь, где вы служили, был большой наплыв верующих, потому что вас считали активным тихоновцем, ярым противником советской власти, и свою ненависть к существующему строю вы пытались привить тем людям, в среде которых вы вращались. Что вы скажете по существу этого?

- Никакой связи с верующими других приходов я не имел. Я вёл замкнутый образ жизни. Никуда не ходил и знакомств ни с кем не имел. Единственным местом, где я встречался с верующими, была церковь, но и там я никогда не вёл бесед с верующими, кроме как по долгу службы как священник. Из других районов ко мне в церковь верующие не приходили, за исключением верующих из ближних к моему приходу сёл и деревень... К советской власти я относился лояльно и ненависти не питал и враждебных взглядов никому не прививал.

28 апреля следователь в последний раз допросил священника.

- Признаете ли вы себя виновным в срыве колхозных работ из-за религиозных обрядов?

- В срыве колхозных работ я виновным себя не признаю, так как ко мне в церковь верующие приходили добровольно, по своему желанию, и я никого не агитировал, чтобы бросить работу и приходить в церковь. Руководители колхоза и сельсовета в то время никаких претензий не предъявляли.

- Признаёте факт, что вы выгнали из церковной ограды представителя сельсовета и председателя колхоза, когда они явились к вам, чтобы проверить сохранность церковного имущества?

- Нет, это я категорически отрицаю. Такого факта не было. Я помню, был такой случай: во время церковной службы к окну, выходящему из алтаря в церковную ограду, подошли двое неизвестных мне людей и долго стояли у окна, отвлекая меня от службы; я послал псаломщика, чтобы он попросил их отойти от окна, дабы не мешать мне служить.

В июне 1937 года следствие было закончено, и 9 июля отцу Мардарию предоставили возможность ознакомиться с обвинительным заключением. Он обвинялся в том, что «проводил... антисоветскую агитацию и распространял среди населения церковную литературу антисоветского содержания».

10 декабря 1937 года состоялось заседание Специальной Коллегии Ярославского областного суда. Отвечая в суде, иеромонах Мардарий сказал, что вполне понимает, в чём его обвиняют, но виновным себя в этом не признает - распространением церковной литературы и агитацией против советской власти не занимался.

Суд определил, что, поскольку в судебное заседание не явилось несколько свидетелей, «слушание дела отложить до следующего судебного заседания». К этому времени иеромонах Мардарий почти год находился под следствием в угличской тюрьме.

Во второй половине 1937 года, в соответствии с распоряжением советского правительства и Сталина, были созданы внесудебные тройки, планомерно занимавшиеся массовым уничтожением народа, и дело отца Мардария было передано на решение такой тройки.

17 марта 1938 года тройка НКВД приговорила иеромонаха Мардария к расстрелу. Иеромонах Мардарий (Исаев) был расстрелян на следующий день, 18 марта 1938 года, и погребён в общей безвестной могиле».

Журнал "Кацкая летопись" №4 (156) 2010 год.

"; $o['force_show_code'] = true; $sape = new SAPE_client($o); echo $sape->return_links(); unset($o); echo ""; ?>
Последний священник юрьевской церкви отец Мардарий. Тюремое фото, 1930-е годы.
Последний священник юрьевской церкви отец Мардарий. Тюремое фото, 1930-е годы.
Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца 1792 года постройки накануне сноса. с. Юрьевское, середина 1950-х годов.
Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца 1792 года постройки накануне сноса. с. Юрьевское, середина 1950-х годов.
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2014.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"