«Сия книга, глаголемая Евангелие...»

Ярославский край - это издревле книжные места. Достаточно вспомнить, что два его города - Углич и Ростов Великий - были центрами летописания, а знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» был найден именно в Ярославле. Книги широко расходились и по другим городским и сельским местностям Ярославии. Много было у них друзей и почитателей, но много и бед было на их пути: войны, пожары, эпидемии и ...воинствующее невежество XX века.

Это невежество стало едва ли не главным уничтожителем древних книг Ярославии, ведь в нашей области за это время были сметены с лица земли сотни храмов, дворянских и купеческих усадеб и круто «почищены» публичные библиотеки.

И группа учёных Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова во главе с доктором исторических наук И.В. Поздеевой решила ответить на вопрос: а какими же фондами древней книги сегодня располагает Ярославская область? Что смогло уцелеть и дойти до наших дней? Они провели очень большую работу, вызывающую глубокое уважение, и её результатом стала первая книга по этой ярославской теме, охватившая самые давние (кириллические) издания с 1493-го по 1652 год. И работа учёных-археографов продолжится. Но нам есть смысл обратить внимание на уже сделанное ими, тем более, что в этом фундаментальном каталоге есть данные и по нашему Мышкинскому краю, и, что особенно интересно, по Кацкому стану.

* * *

Археографы, на первом этапе своих трудов выявляя литературу не поздней XVII века, тщательно ознакомились с восьмью основными книгохранилищами области. В каждом из них старопечатные (кириллические) книги встречались в немалом количестве. Когда-то они разными путями пришли сюда из Москвы, с Украины (из Киева, Львова, Острога) из Литвы и Польши (из Вильно, Кутеина, Кракова).

В вышеназванные восемь главных книгохранилищ области эти книги поступили из многих мест Ярославии. Так, отмечены 48 населённых пунктов, 27 церквей и три монастыря Пошехонского уезда, 22 церкви Ростова Великого, 30 церквей и семь монастырей его уезда, 50 церквей, восемь монастырей и 56 населённых пунктов Ярославского уезда, 16 храмов Углича и его уезда, четыре монастыря и 24 селения. А всего 627 книг были выявлены учёными и описаны в фундаментально- подробном каталоге!

Многие книги сопровождены владельческими и дарительскими подписями, многие имеют записи замечания разного рода, многие претерпели починки, дописывания, исправления. То есть каждая из них - это возможный предмет для интересного исследования. И каждая является большой ценностью, в том числе и в денежном исчислении. Так, одно из Евангелий, изданных в Вильно в 1620 году, было куплено за три рубля (деньги по тем временам немалые). С годами цепа лишь возрастала, и в 1834 году эта же книга стоила уже «двенадцать рублей с полтиной». А известна продажа другого виленского Евангелия в 1823 году за феноменальную сумму денег - за 120 рублей!

Книги эти богослужебные, но они рассказывают о многом, в том числе о технике и культуре тогдашнего полиграфического дела, об искусстве переписывания и печатания книг. Здесь у учёных обширное поле деятельности. Но не меньший интерес представляет и вопрос широты распространения книг в народе.

* * *

Учёные провели сравнительный анализ, в каких же местах центральной России больше всего уцелело древних книг. Получилась вот какая статистика: в Москве с 1601 года по 1652 год вышло 225 разных изданий. Из них в Тверской области отыскано 59 изданий (26,2%), в Пермской - 91 издание (40,4%), и в Ярославской - 159 изданий (70,6%). Конечно, нужно учитывать, что наша область осталась не затронутой войной, и она не является столь удалённой от центра страны, как Пермская, но всё же показатель её книжности нужно признать очень высоким.

А в самой Ярославии книжные места, судя по находкам музейщиков и иных искателей, распределились весьма своеобразно. Кроме признанных центров (как Ростов Великий и Романов с уездами) довольно часто фигурирует такое исключительно отдалённое место как Рожаловский стан (и сегодня это тоже самая окраина области, самый западный угол Некоузского района).

Любопытно, что одна из этих книг («Триодь цветная» 1604 года) имеет пометы («росписи»), сделанные владельцем книги вотчинником Фёдором Ивановичем Погожевым. По древним документам он немало знаком кацким краеведам. Московские дворяне Погожевы отразились во многих владельческих делах Мышкинского и Угличского Верхневолжья, а в их числе и московский стряпчий Иван Фёдорович Погожев.

Встречаются и книги, когда-то жившие на территории нынешнего Мышкинского района. Вот любопытный пример - «Евангелие Толковое» московской печати 1629 года. Оно не сохранило первых пяти листов, заключено в «доски с тиснением», отремонтировано (подклеено) какими-то листами книг XVIII века и рукописями даже XVII века. Оно хранит интересные записи разных людей далёкого прошлого. Вот одна из них: «...книга Евангелие толковое Ярославского уезда села Еремейцова Покрова Богородицы, а подписал сию книгу Николаевски и молукшински поп Стефан Гряев своею рукою».

А вот другая: «Села Еремейцова крестьяне к церкви Рождеству Хрестову приложили Евангелие Толковое Денис да Микифер Антропов да деревни (написано неразборчиво) Григорий Дмитриев, а прозвище Панин, да Яков Яковлев, а прозвище Долгопол, да Игпатей Алезеев деревни Борисовской».

Оба эти текста отнесены к XVII веку. Но они отнюдь не единственные. Есть там и весьма забавные тексты двух совсем уж частных писем, написанных явно разными людьми уже в самом конце XVII века. Первое письмо к родственникам с разными поклонами и челобитьем, а второе письмо любопытней. Его автор пишет, что у него жил некий человек из деревни Неверова и «унёс» у него «кавтан да чашку, да онучи». Автор «проведал», что человек, похитивший эти вещи, поехал к его адресату, и просит похищенное вернуть! Автор называет своего адресата Иваном Ивановичем и «братцем». Вот какое далёкое эхо простых житейских отношений вдруг докатились до нас из древней записи...

Учёные, работавшие с этими записями, расшифровали всё кроме названия деревни и ... ошиблись в определении села. Они отнесли его к нынешнему селу Еремееву Ярославского района, но в древних текстах речь идёт именно о нашем Еремейцеве: здесь сходится всё - и посвящение храма, и упоминание о других недалёких от него церквах и селениях. Кстати, замечательный каталог нередко ошибается в сегодняшнем нахождении упоминаемых в нём населённых пунктов. Но учёные-археографы не обязаны быть безукоризненно сильными в сегодняшних географии и административной подчинённости старинных селений...)

...С мышкинским краем связаны и некоторые другие сведения каталога, почти все они адресованы к Заволжью, к юхотским местам. А самое интересное - это упоминание о книге «Минея служебная». Эта древняя книга немало постранствовала, но основную часть своей жизни провела в Юхоцком стане, в семье «крестьян Арешниковых». Это предки мышкинских купцов Арешниковых (Орешниковых), людей образованных и культурных. (Один из них пожертвовал Успенскому собору целый набор колоколов...) А в свои крестьянские времена этот род жил в деревне Костюрине и окрестных селениях.

Но нас сегодня больше интересует другое - встречается ли средь иных древнекнижных ярославских мест наш Кацкий стан? Обратимся к этому вопросу.

* * *

В текстах каталога встречается несколько упоминаний о селениях, которые могут быть отнесены к Кацкому стану, как например, деревня Богданка. Но в этих случаях нет точной географической привязки к месту нахождения (и для достаточной обоснованности суждения нужно бы исследовать сведения о них в других угличских документах). Но один случай в каталоге - стопроцентный кацкий и достаточно интересный. Это «Евангелие», изданное в первой половине XVII века из церкви села Юрьевского.

Эта книга, очевидно, пережила немало превратностей судьбы: в ней нет некоторых листов, первые и последние тетради оторваны от блока, как и многие отдельные листы. Много мест починок, подклеек, «листы в пятнах от сырости, крошатся по нижнему полю».

Она сохранила переплёт первой половины XVII века, тоже сильно пострадавший от времени, но сохранивший застёжки и некоторые примечательные особенности своего времени («шнуры в пробоях закреплены деревянными пробками»). Специалисты по водяным знакам легко определили время создания книги (1б3б-1б37 годы). Верхняя крышка (доска) «судя по металлическим гвоздикам» имела четыре наугольника и средник. На ней бумажные наклейки с пометами, сделанными почерком XVIII века. «Евангелие напрестольное села Юрьевского от церкви великомученика Георгия».

Книга сохранила весьма примечательные записи. Обратимся к ним. По листам от первого до двадцатого идёт весьма содержательный текст: «Сия книга глаголемая Евангелие напрестольное Угличского уезда Кадцкого стану церкви Георгия страстотерпца села Юрьевского в нынешнем 1745 году января третьего дня того ж стану закащиком села Рождественскаго, попом Симеоном, что по свидетельству явилось старопечатное и с ново-исправными книгами несогласное, от той церкви отобраны».

Эта запись говорит о весьма примечательных событиях. В то время руководство Русской Православной Церкви решило провести по всей стране всеобщую проверку - не имеется ли в церквах старопечатных дониконовских книг. Как известно, книги, изданные до реформ патриарха Никона, несколько отличались от более поздних, строже отредактированных и исправленных. Российские церковные власти решили раз и навсегда покончить с дониконовским книжным наследием и нарядили по всей России тщательную проверку монастырских и церковных библиотек с решительным изъятием древних книг. Вот именно тогда, в 1745 году, в январский день древнее Евангелие и покинуло Юрьевскую церковь. А как оно добралось до хранилища Ярославского музея- заповедника - Бог весть. На этот счёт в каталоге имеется исчерпывающее замечание: «Дата и источник поступления не известны».

Но обратимся к другим записям древнего Евангелия. На листах шестнадцатом - девяносто восьмом древним почерком (полууставом) с элементами скорописи XVII века значится: «Сия книга Евангелие положено к страстотерпцу христову Егорию да к Николе чудотворцу пречистыя Богородицы на престол прихоженя крестъяня Офонасия Ивановича Нестерова деревни Клинино Василей Марков, Гаврило Севастьянов, Терентий Микитин, Прокофий да Олександр Фомины дети, Тит да Фома со Фомины дети и их суседи, да деревни Мартынова Мокей Давыдов, Овдоким да Василий и Василевы дети со своими суседями. И ту книгу глаголемую Евангелие от страстотерпца Христова Егория да от Николы Чудотворца к церкви от престола никаким измышлением не отнашыват, ни продат, ни заменит, ни татбою выкрасть. И кто тое Евангелие коею статею измыслит, и ево судит Бог на втором пришествие. А подписал сию книгу Евангелие егореской поп Олександр Феофанов лета 7148 (1640) году июля в 20 день».

Вот такой замечательный многозначащий текст про великое доброе дело глининских и мартыновских крестьян, объединившихся для того, чтобы на свои кровные денежки приобрести для Храма Божия очень дорогую богодухновенную книгу. Есть в этой книге остатки и ещё каких-то записей, сделанных почерком тоже XVII века. Вот и они: на листе шестнадцатом - «Сия книга Углецкого...» . На листе первом - «1637», «№32», на листе тридцать втором - «В Глинино послат...» и « Юрьевскаго...» и «По малой описи № 132». Какие-то далёкие, глухие отзвуки событий и случаев, совсем затерявшихся в дали времён...

Но главная запись о замечательном крестьянском пожертвовании, к счастью, жива и доносит до нас имена древних земляков. И нужно сделать главный вывод, который диктует нам всё это послание из XVII века. Это то, что книжная культура русских крестьян, а в нашем случае крестьян Кацкого стана, была достаточно высока. Простые деревенские люди приобретали и дарили храмам очень дорогие и ценные книги. И для этого умели объединять свои малые средства воедино, потому что сознавали ценность деяния и святую значимость книги.

Что ещё сообщает наш каталог в этом случае? Сообщает и сведения хорошо и давно известные, как бы подтверждая их: «Георгия страстотерпца и Николая чудотворца - каменный храм построен в 1792 году на средства дворянина А.С. Давыдова. При храме была церковноприходская школа. Утрачен. Современное село Юрьевское Мышкинского района Ярославской области. (Эти сведения авторами каталога почерпнуты из «Энциклопедии храмов и монастырей Ярославской области». Слава 6017, на этот раз всё безошибочно, а то эта весьма ценная «Энциклопедия» грешит множеством ошибок. Так, по нашему району их не один десяток...)

А ещё авторы каталога добавляют, что Нестеров Афанасий Иванов - это думный дворянин, вотчинник XVII века. Вот и всё.

...Стоит на полке книгохранилища Ярославского музея-заповедника древняя книга. Молчит. Дремлет. И, может, в своих книжных снах вспохминает мартыновских и глининских крестьян и « егорьевского попа Олсксандра Феофанова». Вспоминает многолюдные престольные праздники в Юрьевской церкви, жар свечей, капли воска и голоса людей, живые уж только в её памяти...

Владимир Александрович Гречухин, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, г. Мышкин. ИСТОЧНИК: «Кириллические издания Ростово-Ярославской земли 1493-1652 гг.», каталог под редакцией доктора исторических наук И.В. Поздеевой, Ярославль - Ростов, 2004 г. Журнал "Кацкая летопись" №1 (157) 2011 год.

Евангелие, подаренное в 1640 году крестьянами деревень Глинина и Мартынова Юрьевской церкви.
Вот, оно - Евангелие, подаренное в 1640 году крестьянами деревень Глинина и Мартынова Юрьевской церкви. Ныне оно хранится в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике под инвентарным номером 19136.

Сольвычегодск Каргополь Углич уездный город начало o проекте контакты

дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2011.
обслуживание туалетных кабин | правила проведения аукционов