МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Алексеевский монастырь

В самой высокой части посада, на холме, который в древности назывался «Огневой горой», расположен старейший Алексеевский монастырь. Он был основан в 1371 году московским митрополитом Алексием. Первое каменное сооружение ансамбля — Алексеенская церковь была возведена, вероятно, в начале XVI века. Судя по натурной зарисовке И. Н. Потехина (1930), она неоднократно подвергалась переделкам, однако основной объем и апсиды сохранялись до постройки здания картинной галереи, включившего фрагменты церкви. Отличительной особенностью памятника были три часто граненые апсиды. Легко и мелко граненая форма алтарных полукружий свойственна двум памятникам той поры, связанным с именем ростовского зодчего Григория Борисова. Это соборы Борисоглебского монастыря в Борисоглебске (1522—1524) и Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1532). Очевидно, угличский памятник составлял с этими сооружениями единую группу. Алексеевская церковь, скорее всего, была двухстолпиой, одноглавой с килевидиыми профилированными порталами и закомарами, которые не нарушали впечатления строгой лапидарности и четкой компактности кубического объема.

После польского нашествия монастырь был вновь отстроен в 1620-х годах под руководством энергичного настоятеля «старца Мисайлы». В 1628 году здесь воздвигли каменную церковь Успения Богоматери. Эта трехшатровая церковь, воплотившая народный идеал прекрасного, вызывала чувство восхищения, «преудивления». Уже в старину ее назвали Дивной. Блестящее искусство зодчих проявилось не в богатстве убранства, а в ясной гармонии пропорций, в отточенности силуэта, в кристальной чистоте форм.

Здание состоит из двух различных по функции частей — трапезной и церкви, поставленных на высоком хозяйственном подклете. Тип монументальных монастырских трапезных с небольшими храмами сложился к началу XVI века. Композиционная схема самой церкви восходит к храмам XVI века с центральным шатром и двумя симметричными приделами, смещенными к алтарю и увенчанными обычными главами. Дивная — один из первых памятников с шатровыми завершениями всех трех объемов. Возможно, предшественницей ее явилась Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, но точная датировка этого памятника неясна. Впоследствии трехшатровые венчания получили некоторое распространение (по этому типу построены московские церкви в Алексеевской монастыре и в Троицком-Голенищеве). Но Дивная церковь выделяется среди родственных ей памятников несравненной стройностью и тончайшей «оркестровкой» композиционных движений.

Трапезная и церковь включены в один блок, объединенный мерным ритмом лопаток, межэтажной тягой, опоясывающей все фасады, и полосой килевидных нишек, которая переходит в аркатуру апсид. Узкие окна в скромных рамках с треугольными фронтоичиками и слабо выступающие членения не разбивают плоскость стены. Лаконичная цельность массивного основного объема оттеняет изящество алтарных выступов и плавное парение трех шатров. Контрастное сочетание статики и динамики, включение разных «регистров» рождают многогранный, внутренне напряженный, по гармоничный образ.

При взгляде с запада кубический объем трапезной воспринимается как постамент троеверхого храма. Структура самой церкви читается с противоположной стороны. Именно отсюда открывалась Дивная перед входившими в город по старой Ярославской дороге. Восточный фасад отличается скульптурностью форм и нарядностью убранства. Мотив трехчастного членения проходит по всей высоте — через апсиды, четверики, восьмерики и шатры. Развитие композиции создает впечатление «реального органического роста» (Н. П. Воронин).

Эффект движения масс к центру и по вертикали достигнут точными, безошибочно найденными приемами. Главный шатер поставлен на более высоком основании и сдвинут к западу. Расположение шатров треугольником образует подчеркнуто динамичную, пространственно активную группу. Крайние шатры сделаны более легкими и заостренными (с меньшим отношением ширины основания к высоте), и этим нюансом усиливается могучий взлет центрального завершения.

Все декоративное убранство церкви развивает ведущую тему композиции. Второй ярус апсид прочерчен частыми вертикалями колонок с бусинами и килевидными арочками. Рисунок их близок обработке московских храмов XV века, но здесь колонки через одну обрываются, что напоминает характерный для XVII века мотив висячих гирек. Заостренной аркатуре вторят килевидные кокошники, дающие плавный переход от одной ступени к другой. Оригинальны полукокошники, связывающие средний четверик с малыми восьмериками. Кокошпикн увеличиваются к центру (так, на боковых четвериках крайние из парных элементов уяге) и уменьшаются с высотой. Корона кокошников в основании среднего шатра мельче пояса над четвериками, совсем миниатюрны килевидные обручи под шейками главок. Таким «перспективным сокращением» достигается иллюзия большей, чем на самом деле, высоты. Гурты шатров, укрепляя конструкцию, увеличивают число скользящих ввысь линий.

Почти глухие шатры выглядят монолитными. Они воздействуют, подобно скульптуре, лишь внешним объемом, который намного превосходит полезное пространство скромной трапезной церкви. Значительность венчающей холм доминанты, обращенной ко всему городу, возвышенная поэтичность образа свидетельствуют о мемориальном значении сооружения. Дивная — это храм-памятник погибшим угличанам, торжественный и скорбный.

Интерьер трапезной воспринимается в чистоте своих конструктивных форм, проникнутых суровой мощью. Сюда вело с северной стороны высокое каменное крыльцо (не сохранилось). Килевидный портал обрамляет вход в обширное помещение с крестовыми сводами, которые поддерживает квадратный столб. Полутемные, узкие и тесные пространства церкви и приделов перекрыты лотковым (в центре) и Коробовыми сводами, отрезающими изнутри шатры.

Пока неясно, был ли главный шатер с самого начала отделен от интерьера. В монастырской церкви, где тепло и уют ценились больше, чем свет и простор, устройство перекрытия на уровне четверика было бы оправданным. Но здесь лотковый свод кажется приложенным позднее. Открытые внутрь шатры характерны для сооруясений XVI — начала XVII века. Так был решен конструктивный шатер подмосковной церкви Покрова в Медведкове. Но церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре имела изолированное завершение. Венчания этих памятников, почти ровесников Дивной, по внешним формам аналогичны шатру угличской церкви.

Рядом с Дивной совершенно теряется церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1681 году. Это первый пятиглавый бесстолппый храм Углича с асимметричным приделом — упрощенная реплика ярославских церквей. Пилястры и закомары основного четверика — прежде тектонические элементы четырсхстолпной конструкции — здесь являются декорацией, данью традиции. Только средний барабан — световой, остальные представляют глухие цилиндры, установленные па ребрах сомкнутого свода. Облик здания лишен той гармонии целого, которая свойственна Дивной церкви. Заметна несогласованность четкого кубического объема с широкой и низкой апсидой. Тонкие вытянутые барабаны-столбики несут грузные «пучи- нистые» луковицы глав. Особенно немасштабны паперть и неуклюжее крыльцо с четырьмя толстыми колонками-кубышками, которые поддерживали шатровое завершение. Вполне возможно, что эти части пристроены позднее. Крыльцо, кстати, не было функционально необходимым, так как церковь не имеет подклета.

В убранстве фасадов выделялись наличники с килевидными кокошниками и «штучным набором» из мелких кубышек, а также (полихромные) эмалевые изразцы. Они вставлялись поодиночке в ширинки лопаток паперти и придела. На изразцах были представлены рельефные изображения всадников, птиц, цветов в вазах или орнаментальных рамках. Повышенная декоративность керамических вставок определялась интенсивной гаммой контрастных цветов: белой, желтой, синей и зеленой эмалей, игрой световых отражений и преломлений в прозрачной глазури. Роспись интерьера выполнена в 1845 году артелью Д. Г. Буренина в приемах «академического барокко». Динамичные сцены дополнены пышными рокайльными обрамлениями, иллюзорным изображением уходящих вдаль колоннад.

В 1777 году монастырь обнесли каменной стеной с шатровыми башнями. От этой скорее декоративной, чем оборонительной ограды, трактованной в формах архитектуры XVII века, уцелели только Святые ворота, украшенные рельефными полихромными изразцами. В первой половине XIX века была сооружена трехъярусная, несколько грузная колокольня (не сохранилась) — типичное для Углича позднеклассицистическое сооружение. Древние памятники в прошлом столетии перестраивались — были изменены покрытия, растесаны проемы, сбиты детали убранства. Особенно пострадала Дивная церковь. Реставрация ее была начата в 1920 — 1925 годах П. Д. Барановским. В 1956—1961 годах Е. Г. Ефремовым и С. Е. Новиковым осуществлен второй этап работ. В последние годы воссоздан ряд элементов отделки Дивной и Предтеченской церквей (архитектор С. Е. Новиков).

Алексеевский монастырь
Алексеевский монастырь
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"