МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Николо-Улейминский монастырь

Единственный почти полностью дошедший до нас ансамбль Николо-Улейминского монастыря находится в двенадцати километрах к югу от Углича. Монастырь был основан в 1460 году (по другим сведениям — в 1400 г.) на древней дороге, ведущей в Ростов, у слияния рек Улеймы и Воржехоти. Полон очарования неброский пейзаж этих мест — тихие речные заводи с плавными берегами, широкие луга, обведенные каймой лесов. Пологий холм естественно завершают протяженная горизонталь монастырских стен и живописный венец башен и глав, и только грузная поздняя колокольня вносит диссонанс в спокойную гармонию силуэта.

Первые каменные сооружения появились в монастыре в XVI веке. В 1503 году была построена Введенская церковь с трапезной, затем — Никольский собор. Эти здания погибли во время польско-литовской интервенции.

В 1677 году возвели новый Никольский собор. Композиция его родственна ярославским храмам, но отличается от них большей компактностью и простотой. Массивный кубический объем прочно стоит на земле. Впечатление приземистости подчеркивают невысокие приделы. «Пучинистые» главы зрительно нагружают своей тяжестью широкие барабаны (из них только средний — световой). Четкое и ясное тройное членение лопатками, поддерживающими пяты закомар, отвечает расстановке внутренних столбов и конструкции сводов. Внутри собора — поздняя ремесленная роспись. В середине прошлого столетия к зданию были пристроены паперть и колокольня.

Введенская церковь была сооружена заново в 1695 году. Возможно, здание включило фрагменты постройки XVI века, по его художественное решение целиком принадлежит концу XVII столетия. Несмотря па небольшие размеры, памятник представляет собой целый комплекс, скорее светского, чем культового назначения. В нем соединены хозяйственный подклет, трапезная, храм и, что совсем необычно, настоятельские покои.

Высокий узкий четверик одноглавой церкви воспроизводит традиционную трехчастную схему, по лопатки, конструктивно не нужные, свисают от пят закомар и обрываются над окнами. Интересна конструкция перекрытия — сомкнутый свод с дополнительной аркой, несущей барабан главки. Мощный полуцилиндрический объем апсиды поднимается на одну высоту с трапезной. Разнообразны наличники — всего здесь использовано пять типов окопных обрамлений. Наряду с обычными килевидными завершениями встречаются и более редкие — звездчатой или многолепестковой формы. Убранство фасадов отражает воздействие памятников московского зодчества второй половины XVII века. (Декор воссоздан в последние годы, автор проекта реставрации С. Е. Новиков.)

Западный фасад здания закапчивается широким фронтоном и шатровой колокольней. Вероятно, схожим выглядело завершение трапезной Богоявленского монастыря. В улейминском памятнике введена мощная центральная лопатка. Она отвечает внутреннему столбу трапезной и поддерживает переднюю грань восьмигранного яруса звона, установленного без промежуточного четверика. В жилые покои, примыкающие к трапезной с севера, ведет крыльцо с двумя симметричными всходами. Тин фронтального крыльца, крытого на два ската, характерен для деревянной архитектуры. Здесь зодчий создал замечательное по законченности и оригинальности сооружение и камне. «Ползучие» арки лестниц сливаются с полуциркульным проемом верхнего рундука в трехлопастную арку, плавно очерченную зубчатым ободком.

В ансамбле монастыря использован прием контраста. В противовес монументальному лаконизму Никольского собора Введенская церковь легка и разнообразна по формам, живописна по силуэту. Вместе с тем оба здания композиционно связаны. Они примерно одной высоты, а в завершениях варьируются общие мотивы — тройные закомары с зубчатыми архивольтами, аркатурно-колончатые пояса барабанов.

На рубеже XVII—XVIII веков в ансамбль вошла надвратная Троицкая церковь. В просвете ворот эффектно рисовалась тройная гирька—«вислое каменье», сделанное по образцу въездов Борисоглебского монастыря. Здание перекликалось с Введенской церковью повышенным четвериком, который также был обработан тремя декоративными закомарами с чуть свисающими лопатками и увенчан одной главой. Сходство угадывалось во многих деталях, в том числе и в таком индивидуальном штрихе, как сужение средней закомары. Рисунок наличников, колонок, зубчатых и городковых поясов близок убранству приделов Никольского собора. Повторяемость мотивов объединяла все три памятника.

Надвратная церковь была сильно перестроена в конце прошлого столетия. Если шатровое крыльцо удачно стилизовано под постройки XVII века, то огромные килевидные закомары непропорциональны и скрывают четверик, а детали фасадов выполнены излишне сухо.

К 1713 году была возведена каменная стена монастыря с восемью башнями. Ограда напоминает крепостные сооружения XVI—XVII веков. На самом деле она не имела военного значения. Стена невысока, варницы и стрельницы глухие, круглые башни сложены только с внешней стороны, а над аркадой устроены слепые ниши, имитирующие площадку верхнего боя. Эта декорация, проникнутая духом старины,— единственное напоминание о крепостных сооружениях древнего Углича.

Николо-Улейминский монастырь. Вид с юга
Николо-Улейминский монастырь. Вид с юга
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"