|
церковь Царевича Димитрия «на поле»
В Угличе настолько было велико почитание своего самого известного святого и так жива память о печальных событиях, что ему за триста лет посвятили целых три храма, тогда как в других городах посвящение царевичу Димитрию – большая редкость. Старая легенда повествует о том, что 3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие, но перед тем остановились около города и разрешили угличанам попрощаться с царевичем. Это событие не было забыто, и вскоре на месте прощания была выстроена часовня.
В 1683 г., когда в кремле строили новую теплую церковь при Спасо-Преображенском соборе, туда перенесли старый деревянный храм, который и стоял больше 40 лет. В 1729 г. вместо него построили каменную церковь Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты, но и она не оказалась долговечной – в 1798-1814 гг. несколько в стороне от нее построили новый храм, существующий до наших дней. Церковь Царевича Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови») – типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни.
Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня наших мест. Внутри сохраняется предалтарный иконостас в виде триумфальной арки. В несколько небрежной композиции чувствуются благородные классические формы. Росписи храмовой части выполнены в 1836 г. Они очень близки росписям Спасо-Преображенского собора. Нельзя исключить, что их создали те же мастера. Здесь тоже встретятся иллюзорные формы – колонны, кессонированный свод, совмещенные с клеймами святых и сюжетов, но, конечно, во всем видна скромность небольшого кладбищенского храма. С иконостасом росписи образуют целостный и единый ансамбль, выражающийся в использовании схожих деталей. Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. В ней собрались многие святыни Углича и от нее веет староправославной святостью и чистотой, никогда не прерванных варварством и поруганием. Только этот храм и несколько сельских несут нам связь с жизнью прошлого, исконной культурой православия и верой.
Е.А.Лиуконен. Архитектурные памятники Углича
|
церковь Царевича Димитрия «на поле»
|