МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Богоявленский женский монастырь

Третий монастырский ансамбль, сохранившийся в черте города, располонжен на Ростовской улице. Это Богоявленский женский монастырь, основанный, возможно, еще в XIV веке. Первоначально он находился в кремле а в 1661 году был перенесен к Ростовской дороге, на границу посада. В ансамбль входят сравнительно поздние сооружения.

Первая каменная постройка монастыря — церковь Смоленской Богоматери с трапезной (1689—1700) —размещена в глубине территории. Это самый ценный памятник комплекса. Сохранилась копия рядной записи, в которой говорится, что 18 марта 1689 года «угличане, посадские люди: Артемий Данилов сын Птицын, Иван Иванов сын Русинов, Иван Елизарьев сын Киселышков, Устим да Клим Васильевы дети Шкурятевы, Степан Парфептьев сын Шапошник, Тимофей Федоров сын Братцов, Михайло да Филип Васильевы дети Устюженцевы, Липка Ивлев сын Чупрупников, Дементий Патрикеев сын Бумаков» подрядились за пятьсот рублей выстроить церковь Богоявления Господня. (Посвящение во имя Смоленской Богоматери дано после постройки Богоявленского собора.)

Здание имеет хозяйственный подклет, с северной стороны к основной части примыкает придел, а с западной — галерея, над которой возвышалась шатровая колокольня. Строители взяли за образец трапезную церковь Воскресенского монастыря, особенно близко повторив композицию южного фасада. Однако меньшая по размерам постройка Богоявленского монастыря отличается особой компактностью и изяществом. Устройство бесстолпной трапезной, раскрытой широкой аркой внутрь церкви, позволило объединить пространство интерьера. Вместо одной главы четверик увенчан пятиглавием с аркатурноколончатыми поясами на глухих барабанах. По сравнению с легким и стройным четвериком двухъярусная аркада западного фасада, завершенная пологим фронтоном, выглядит подчеркнуто мопументальной. Верхний ярус ее декорирован профилированными ширинками и обегающей арки лептой поребрика.

Переделки XIX века исказили облик памятника. К галерее было пристроено новое крыльцо, а колокольня «за ветхостью» разобрана. В результате частичной реставрации, проведенной в 1970—1976 годах (архитектор С. Е. Новиков), были восстановлены детали убранства: наличники окоп с килевидными кокошниками, черепичное покрытие главок, сверкающее изумрудной зеленью.

Расположенная восточнее Федоровская церковь (1805—1811)—создание другой архитектурной эпохи — эпохи классицизма. Но в постройке причудливо смешаны различные элементы: план в виде квадрифолия (четырех - листника), круглые окна, световые барабаны со сферическими куполами, поверх которых установлены миниатюрные луковичные главки. Пропорциональный строй здания с «расползшимся» в ширину объемом, масштабно несогласованными частями и курьезными деталями (например, невероятно вытянутыми портиками) настолько далек от правил, что оценивать памятник можно только по особым меркам провинциального или «наивного» искусства. В 1837 году к церкви была пристроена трехъярусная колокольня с поэтажно размещенным ордером. С потерей ее ансамбль лишился основной высотной доминанты.

Внутреннее пространство с плавно расходящимися крестообразно ветвями неожиданно поражает монументальной простотой и цельностью. Интерьер расписывался дважды.

В 1822—1824 годах крепостной художник Епифап Медведев создал динамичные композиции, дополненные «нарисованными» арками, колоннами, карнизами. В 1862 году «ярославский мещанин» Егор Дьяконов обновил живопись сводов и куполов, а на стенах выполнил заново более строгие и статичные сцепы, посвященные Федоровской Богоматери.

На территории монастыря сохранились жилые постройки в стиле классицизма. Последнее звено ансамбля — пятиглавый Богоявленский собор. Здание, возведенное в 1843—1853 годах, было воспроизведением церкви св. Екатерины в Петербурге (архитектор К. А. Той) — одного из первых образцов официально-академического «русского стиля». Завершение крупными килевидными кокошниками и луковичными главами не связано с внутренней структурой. Рисунок деталей измельчен и засушен. Громоздкий массив собора, расположенного па углу квартала, властно вторгся в один из поэтичных уголков старого Углича.

Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"