МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Николосухопрудская церковь

Еще издали, - с берега Волги, юго-западных окраинных улиц, - заметен храм. Он упорно проглядывает между домами, господствует над округой, своими благородными формами резко выделяется на фоне заурядных домишек. И, хотя у него давно нет колокольни и глав, он все равно поражает своими красотой и внушительностью, притягивает взор. К нему хочется подойти, но нельзя - сначала мешает запутанность современных улиц, потом встает забор. О нем хочется прочитать, но не такие уж старые краеведческие издания упорно молчат. Только углубившись на целый век назад, мы узнаем один из интереснейших угличских храмов, несправедливо повергнутый в забытье.

В давние времена на юго-западной окраине города у выезда на дорогу в Москву стоял монастырь Иоанна Богослова, который, возможно, основал угличский князь Роман Святой. Монастырь впервые упоминается в 1482 г., в связи с тем, что его настоятель игумен Герасим был в числе прочих настоятелей монастырей и знатных лиц на освящении нового каменного собора Покровского монастыря. Богословский монастырь был одним из древнейших в городе. Его еще именовали Прудицким - потому, что он стоял в сырой местности, где протекали Троицкий ручей и речка Шелковка, часто застаивалась вода. Подобно Алексеевскому, Вознесенскому, Макария Египтянина, Воскресенскому и Троицкому монастырям, он входил в систему укреплений угличского посада, вставал на линии вала. К началу XVII века в нем находились храмы Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чудотворца и Святых Чудотворцев Козьмы и Дамиана. Были разные другие постройки, кельи и ограда, - как характерно для того времени, - все деревянные. В таком виде его застало Смутное время.

Еще монастырь известен тем, что в нем, по всей видимости, велось угличское летописание. В достаточно древнем и прежде крупном Угличе во времена князя Андрея Большого или еще раньше могли создаваться местные летописи, впоследствии легшие в основу поздних списков. И эта работа по некоторым сведениям велась именно в монастыре Иоанна Богослова.

В Смуту в 1609 г., во время одного из разорений города, его взяли приступом поляки, убили игумена Мартиниана, 40 иноков и 300 укрывшихся горожан. После пожара, гибели насельников и разорения монастырь так и не был возрожден. Вместо него на святом опустевшем месте был построен приходской храм, в котором были все три прежних монастырских престола.

В Писцовых книгах 1674-1676 гг. значится деревянный храм Николая Чудотворца с трапезной и приделом Козьмы и Дамиана и теплая шатровая с трапезной церковь Иоанна Богослова. Еще была колокольня и, как при всех прочих церквах, приходское кладбище.

В таком виде храмы оставались до 1758 г., когда вместо них построили один каменный, в котором главный престол был освящен в честь Иоанна Богослова. Посвящение престолов теплой церкви, находившейся в трапезной, было усложнено. Там имелся один престол в честь Знамения Божией Матери, Святого Иоанна Златоуста и Преподобного Макария Желтоводского и второй - в честь Николая Чудотворца и Святых бессребреников Козьмы и Дамиана.

Эта церковь имела традиционный вид - четырехчастная в плане с пятью главами и ярусной колокольней. Спустя сто десять лет в 1868 г., собрав необходимые средства, приход взялся за перестройку храма - сооружение новой храмовой части (старая могла обветшать или стала тесна).

Строительство было значительным, поэтому заняло много лет - храм был в основном завершен в 1881 г.

В его облике почти ничего не осталось от прежней церкви XVIII века - он стал типичным образцом архитектуры второй половины XIX века. В композиции доминировала храмовая часть, соединившая в своем внешнем облике элементы классицизма и русско-византийского стиля. Ее фасады делятся сдвоенными пилястрами на три прясла, на два яруса их разделяет широкий карниз, - таким образом, кажется, что церковь окружена двухъярусным портиком. Северный и южный входы обрамляют ионические портики из таких же плоских пилястр. В прямоугольных нишах прясел размещаются большие арочные окна. Над верхним карнизом поднимаются благородно-округлые килевидные кокошники, сообщающие перечисленным деталям иное звучание. Над кровлей пять глав на массивных барабанах, обработанных аркатурно-колончатым поясом.

Вглядываясь в храм, мы видим безупречную правильность, геометризм форм, продуманность и проработку каждой детали. Несмотря на подчеркнутую угловатость и повторяемость деталей, четверик не выглядит сухим, - совсем наоборот, в его облике царят мягкость и притягательная выразительность.

Внутри достойна внимания интересная инженерная конструкция храмовой части - ее крупный пролет перекрывает сомкнутый свод, начинающийся над первым ярусом и мягко обтекающий внушительное пространство. Таким образом, весь верхний ярус храма оказывается декоративным, не связанным с конструкцией.

Трапезная была основательно перестроена. На ее фасаде сохранились многие элементы архитектуры XVIII века - сдвоенные пилястры и наличники, но добавлен белокаменный карниз, а все старые детали переделаны и приобрели другой вид. Внутри перекрытие поддерживают четыре тонких граненых столба, обработанных как колонны. Образуемый ими средний неф перекрыт деревянным полуциркульным сводом, перекрытия боковых нефов плоские.

Колокольня, по утверждению Ф.Х. Кисселя, строилась в 30-40-х гг. XIX века, но в этом обстоятельстве можно усомниться. Своим обликом она полностью соответствует храму и эклектична по стилю, - вероятно, была построена одновременно с ним. Она четырехгранная и состоит из трех ярусов. Угловые устои обработаны все теми же классическими пилястрами, присутствуют карнизы, пологие треугольные фронтоны, чаши по углам, но видны и готические стрельчатые ниши, и оригинальное завершение, состоящее из круглой ротонды и уплощенной главы с перехватом в основании.

Колокольня велика, внушительна, ступенчато и резко возносится вверх, своими сильными членениями и сложной композицией укрупняя и обогащая силуэт храма.

Интерьеры церкви украшали богатые вызолоченные иконостасы. Росписи трапезной в 1865 г. выполнил живописец Дмитрий Григорьевич Буренин. Они сохранились, но скрыты под побелкой.

Много сил для перестройки и обновления церкви приложил угличский купец 1-й гильдии Михаил Александрович Жаренов, долгое время бывший попечителем и старостой. Именно его стараниями Николосупрудский храм стал одним из крупнейших и богатейших в Угличе. При его участии при церкви был открыт детский сиротский приют, для причта приобретен большой дом. Долгое время Жаренов был городским головой. Он участвовал в реставрации княжеских палат и создании музея. За заслуги и благотворительную деятельность М.А. Жаренова похоронили при храме с восточной стороны (его могила, к сожалению, не сохранилась).

В жизни храма было, конечно, много примечательных событий. В его причтовом доме (ныне ул. Февральская, 33) некоторое время жил архиепископ угличский Серафим, видный деятель русской церкви XX века. В трудное и трагичное время в конце 1926 - начале 1927 гг. он был фактически ее главой, состоя в должности заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола.

Николосухопрудская церковь была закрыта в 1930 г., продержавшись дольше многих других. За закрытием последовали разорение и разрушение. Ее лишили не только убранства, но также колокольни и глав, оставив от красивейшего здания несуразный обрубок. Позднее в ней размещались разные мастерские, производственные помещения, - видимо, только такой ценой храм удалось сохранить. И ныне он продолжает использоваться не по назначению, вырван из архитектурной среды и окружен чуждыми сооружениями.

Когда-нибудь, возможно, дойдет очередь и до Николосупрудского храма. Его обязательно нужно восстановить - богатые архитектурные формы и крупные размеры нужны современной панораме Углича, понесшей столько утрат.

Е.А.Лиуконен. Архитектурные памятники Углича

Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"