МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Воскресенский монастырь

В западной части города расположен у берега Волги уникальный ансамбль, созданный в лучшую пору угличского зодчества. В него были включены не только монастырские, но и посадские храмы. Над крутым откосом поднимается стройная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689—1690); дальше, в центре нынешней Советской площади, высятся могучие объемы Воскресенского монастыря (1674—1677). Прежде западный «фасад» ансамбля уравновешивала церковь Параскевы Пятницы, построенная па месте более древней в 1764 году (не сохранилась).

Эпическим величием, суровой мощью веет от сооружений монастыря. В противовес ему Предтеченская церковь привлекает нарядным изяществом, праздничным многоцветьем. Столь непохожие памятники обращены друг к другу, они перекликаются живописной игрой объемов, силуэтами глав, шатров и крылец. В просветы галерей и рундуков включаются виды на соседнее здание. Учет восприятия ансамбля с волжских просторов, с дальних перспектив проявился в широте размаха, живописной свободе, исключительном богатстве силуэта.

Воскресенский монастырь, один из древнейших в Угличе, известен с конца XIV века. Деревянные постройки стояли первоначально па берегу Волги, возле устья Троицкого ручья. В середине XVII века монастырь перевели ближе к древнему торгу, в Лужники, или Лужицы (так называлось место, где задерживались талые воды). Новый грандиозный ансамбль был создан по указанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича, который когда-то был иноком в этой обители. Спустя менее столетия, в 1764 году, монастырь упразднили, кельи и ограда были спасены.

Своеобразна композиция ансамбля. Собор, звонница и трапезная с церковью поставлены вплотную друг к другу, соединены переходами и образуют слитную уравновешенно-асимметричную композицию. Такое решение было подготовлено ярославскими храмами, в которых к основному объему лепились приделы, колокольни, паперти. План монастыря близко повторяет общий абрис ансамбля в ярославских Коровниках (середина XVII в.), где почти также спланированы собор и трапезная с церковью.

Но благодаря встроенной звоннице все части монастыря срослись как бы в одно здание. Ясные пропорциональные отношения фасадов и объемов основаны па сочетании квадратов и их диагоналей. Богатство композиции ансамбля, бесконечное многообразие его элементов раскрываются при круговом обзоре, когда приходят в движение каменные массы и хоровод глав, и ракурс открывает новые, порой неожиданные комбинации форм.

Монументальный западный фасад (он был обращен к въезду в город) — это широкая и величественная фронтальная композиция. Сооружения выстроились в линию, но разновеликость частей с перепадами высот и просветами формирует многоплановый силуэт. Живописность усилена сочетаниями гладких плоскостей с затененными проемами аркад, исполинских объемов с тонкими рельефными деталями и изумрудными крапинами изразцов.

Каждое сооружение, являясь звеном в неразрывной цепи, воспринимается вместе с тем как закопченное симметричное целое. Господствует в ансамбле соборная церковь Воскресения Христова. Крупный куб, приподнятый на подклете-цоколе, с трех сторон обходит открытая паперть — гульбище, которое заканчивается симметричными приделами. Миниатюрные одноглавые храмики создают выразительный масштабный контраст с громадой собора. Богатырское пятиглавие с огромными луковицами и вознесенными над ними золочеными крестами превосходит по высоте осповной объем. Венчание собора — переходное от тектоничного к декоративному. Если средний, опирающийся па столбы барабан является световым, то угловые сделаны глухими. Четырехстолпной конструкции отвечает деление западного фасада лопатками. Строители не стремились к строгой правильности композиции. Окна и лопатки размещены с разными интервалами, расстановке их но соответствует шаг мелких кокошников, усложненные трехлопастные очелья наличников заходят на пояс городков.

В центре комплекса поднимается монументальная трехпролетная звонница. Она принадлежит к типу объемных (в отличие от псковских степообразных) фронтальных звонниц, который зародился в Москве, а затем был воспринят зодчими Верхнего Поволжья. Эволюция этого типа прослеживается, начиная от знаменитого «Ивана Великого» (средняя часть), на сооружениях Спасского монастыря в Ярославле (XVI), Ипатьевского монастыря в Костроме (1605), Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1650-е гг.). Одним из последующих звеньев явился угличский памятник. Он сочетает четкую компактность и цельность объема с активным пространственным решением. Три яруса раскрыты арками, и только ярус под звоном, где размещалась церковь Марии Египетской, имеет обычные окна. Сквозной силуэт увенчан маленькой маковицей на тонком барабане. На фасад звонницы перенесена привычная схема соборных храмов — тройное членение лопатками и ложными закомарами.

Южное звено ансамбля — трапезная с хозяйственным подклетом и одноглавая церковь Смоленской Богоматери - носит более камерный характер. Членения стен отражают внутреннюю структуру. На их глади рельефно выделяются наличники с двойными кокошниками. Широкий западный фасад завершается пологим фронтоном и часобитной башенкой с четырехгранным шатром.

Горизонтальная протяженность фронта сооружений подчеркнута объединяющим мотивом аркады. Он связывает вместе объемы собора и звонницы. В свою очередь, со звонницы на трапезную переходит пояс городков. Профилированная тяга над подклетом опоясывает все здания монастыря. Аркам галереи вторят пролеты яруса звона, а форме часовой башни — рундук крыльца. Этими приемами усилено впечатление единства в разнообразии.

С восточной стороны ансамбль поражает пространственной глубиной и сильной пластикой, достигающей здесь своего апогея.

Особенно выразительна пятиапсидная группа собора и приделов, очерченная подвижной волнообразной кривой. Кажется, что эти формы лепил скульптор, а не каменщик выкладывал из кирпича.

В отделку Воскресенского монастыря — впервые в Угличе — были введены «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью. Они смотрятся небольшими, но яркими изумрудными пятнами на белом фоне стен. В дробные ширинки галереи и часозвони изразцы включены поодиночке, а в удаленные от зрителя кокошники собора — группами по три. Рисунок неразличим с земли, поэтому они поставлены углом, как обычно располагались орнаментальные керамические вставки.

На использованных здесь печных изразцах представлены сказочные животные и двуглавые орлы, сцены взятия крепостей и конные ратники. Надпись: «Поляк едет» — живое воспоминание о минувшей поре лихолетья. В трактовке рельефов прослеживаются две манеры: одна отличается четким рисунком, другая обобщенной пластикой. Изображения наивны, но художники умело распоряжаются заключенной в квадратную рамку плоскостью. Так, нарочито удлиненные круп и шея лошади, далеко отставленная сабля всадника не оставляют в композиции пустых мест.

Крыльцо «на отлете» с четырехгранным шатром и гирьками в просветах, с ползучими арками всхода ведет па просторное гульбище. Чередование массивных столбов и широких арок отбрасывает полосы света и тени. Обращает внимание мягкая неровность линий и форм, словно рисованных от руки. Перспективные порталы из четвертей и колонок, перебитых бусинами с веревочками, обрамляют кованые двери, украшенные просечными репьями, сквозь которые поблескивают кусочки слюды.

Внутреннее пространство собора, затесненное квадратными столбами, инертно и статично. Классицистический иконостас сменил первоначальный тябловый в середине XIX века. Это торжественное трехъярусное сооружение с колоннами, раскрепованными карнизами, треугольными и лучковыми фронтонами. От первоначальной фресковой росписи уцелели лишь два небольших фрагмента на восточной паре столбов — это все, что осталось от древней монументальной живописи Углича. На фризообразных композициях изображены в бурном движении летящие над облаками ангелы со свитками в руках. Плавная линия контура переходит в клубящиеся складки плащей. Ритмичность построения подчеркнута чередованием звучных пятен красного или терракотового цвета и излюбленного в XVII веке «голубца».

Наружная галерея приводит в трапезную — большой зал с квадратным столбом в центре. За ней расположена бесстолпная церковь Смоленской Богоматери. На восточной стене церкви сохранилась (с повреждениями) роспись порталов, обрамляющих царские врата и входы в жертвенник и дьяконник. Колонки и проемы покрывает орпамент — «травы разметные» и «павлинье око». Удлиненные статичные фигуры святых подчинены вертикалям боковых лопаток. Вся роспись строго связана с членениями порталов. Главная особенность фресок состоит в том, что они помещены па предалтарной стене и частично заменяют первый ярус иконостаса. Благодаря такому сочетанию стиралась грань между иконописью и монументальной живописью.

Воскресенский монастырь возводился одновременно со знаменитым Ростовским кремлем (точнее, Митрополичим двором), сооружение которого было крупнейшим градостроительным начинанием Ионы Сысоевича. Вероятно, многое из опыта создания угличского ансамбля, завершенного значительно раньше, было перенесено в Ростов. Прежде всего, это сам принцип слитной группировки различных сооружений, объединенных переходными галереями. Звонница монастыря, судя по принятым датировкам, предшествовала аналогичным сооружениям в Ростове, Борисоглебских слободах и Толгском монастыре. Появление в церкви Смоленской Богоматери сплошной стены, отделяющей алтарь, давало возможность заменить иконостас фресками. Это был первый шаг к ростовским росписям, которые покрывают целиком восточную стену, воспроизводя композиционный строй иконостаса. Угличский ансамбль в целом можно считать «генеральной репетицией» грандиозного архитектурного комплекса ростовской митрополии.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи — одно из архитектурных чудес Углича. Строилась она в 1689—1690 годах на средства богатого купца Никифора Чеполосова в память о сыне, зверски убитом приказчиком Рудаком. Эта трагедия стала со временем знаменитым «углицким преданием». Мемориальный посадский храм, как и церковь Димитрия «на крови», характерен для развитого декоративного стиля конца XVII века—«века узорочья и блеска» (В. А. Никольский). Особенно сильно проявилась здесь любовь к яркой мпогоцветности: солнечная желтая окраска стен, белизна деталей, зеленые главы и сверкающая россыпь изразцов.

Предтеченский храм относится к распространенному типу пятиглавых бесстолпных церквей с трапезной и над входной колокольней, поставленных на подклете на одной оси. Линейная схема «корабля» осложнена различными по высоте приделами и примыкающим сбоку крыльцом. Своеобразие памятника — в неповторимом соотношении объемов, живописной асимметрии частей, не сразу уловимом сдвиге осей, легком изяществе силуэта и деталей. Здание органично связано с окружением. Крыльцо как бы протянуто навстречу крыльцу Воскресенского монастыря, южный придел вторит одноглавому приделу собора, а северный за счет перепада высот создает переход к скату волжского берега.

Основной четверик обработай пучками колонок на углах и ложными закомарами, отделенными раскрепованным карнизом. Оставленная свободной гладь стены оттеняет мягкую пластику деталей. Рисунок их усложняется с высотой. Наличники на подклете — это простые рамки с фроптопчиками, на приделах — колонки с одинарными кокошниками, па трапезной и церкви — с двойными. Интересно восьмигранное окно на западном фасаде четверика — элемент архитектуры «нарышкинского барокко». Средний световой барабан с «пучинистой» луковицей и угловые главки на топких шейках соединяются в сложную пространственную группу с одноглавыми завершениями приделов.

Колокольня церкви — самая красивая в Угличе. На низком четверике поставлена открытая аркада звона, увенчанного взметнувшимся ввысь островерхим шатром. Верхняя часть решена наподобие знаменитой ярославской «свечи» — колокольни в Коровниках. Здесь те же полуколонки восьмерика, двойные со стрелами кокошники в основании шатра, три ряда окоп - «слухов», по сильнее расчлененность по ярусам. «Слухи», образующие широкий узорный пояс, служили для уничтожения глухоты звука в шатре — резонаторе. Насыщенный мелкий убор дробит форму, лишает ее монументальности, но подчеркивает воздушную легкость и изысканную стройность завершения.

Неожиданным контрастом воспринимается монументальное шатровое крыльцо с пузатыми кувшинообразными колонками. Совершенство его композиции становится особенно заметным при сопоставлении с аналогичным рундуком церкви Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря. Постройка относится к малоизвестному типу «уступчатых» крылец, названных так потому, что крыша лестницы возвышается над рундуком, образуя небольшой уступ. Эти крыльца сохранились — в измененном виде — в соседнем Ярославле, в Новгороде (Софийская звонница), Муроме, Гороховце. Угличский образец первым воссоздан в оригинальных формах при реставрации здания (1961 — 1970, архитектор С. Е. Новиков).

Фасады памятника, созданного в период высшего расцвета «цепипного дела», щедро украшены полихромными рельефными изразцами. Расположены они в композиционных узлах. Внизу, на парапете лестничного всхода и западной стороны подклета изразцы вкомионованы в ширинки. Мотивы орнамента — излюбленные вазы со стеблями, шестилепестковые и спиралевидные «вихревые» розетки — идентичны ярославским изразцам (церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, Богоявления и других). Двойное ожерелье изразцов опоясывает центральный барабан; непрерывный фриз окружает верхнюю часть четверика, заменяя традиционный пояс кирпичного декора» Соединяясь друг с другом, изразцы составляют единый и разнообразный ритмичный узор, в котором доминирует зеленый цвет.

Внутри здания интересно конструктивное решение подклета с двумя одностолпными палатками. Портал трапезной из четвертей, колонок и валиков имеет полуциркульное завершение. Роспись церкви выполнена в середине XIX века Д. Г. Бурениным.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи включает все многообразие приемов и форм, накопленных архитектурой конца XVII века. Она знаменует яркую вершину древнего зодчества Углича.

Воскресенский монастырь
Воскресенский монастырь
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"