МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Успенская церковь

Крупной утратой Углича стала Успенская церковь, стоявшая в центре одноименной площади около въезда в кремль. Успенский храм, возможно, был одним из древнейших в городе. На исходе XV века князь Андрей Большой попытался отстроить его в камне, но не успел - помешали опала и арест в сентябре 1491 г. Он, вероятно, стремился сделать храм главным городским собором - кремлевскому Спасо-Преображенскому при этом отводилась роль домового княжеского храма. В городе в то время был и третий собор - Благовещенский. Протоиереи всех трех городских соборных храмов 1 октября 1482 г. присутствовали на освящении каменного собора Покровского монастыря.

В дальнейшем недостроенный собор разрушился, исчезла и память о нем - в последующие четыре века Успенский храм был простой приходской церковью. Остатки древнего собора были обнаружены в 1997 г. во время археологических раскопок, проводившихся Экспедицией Государственного Эрмитажа.

В XVI-XVIII веках на торговой Лесной площади находились сменявшие друг друга деревянные церкви, одной из которых был клетский храм Николы Подстенного, называвшийся так из-за близости кремлевской крепостной стены. Он находился по правую сторону Никольских ворот и прежнего моста, ведшего в кремль. Позднее храмовое место оказалось по левую сторону от нового каменного Соборного моста, выстроенного в начале XIX века.

В 1790-х гг. вместо прежних деревянных церквей был построен каменный храм с основным престолом Успения Божией Матери и двумя приделами: 1) в честь Святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца и 2) Священномученика Антипы и Преподобного Сергия Радонежского.

Эта церковь стала одним из крупнейших и наиболее заметных храмов города. Она возвышалась на обширном открытом пространстве Успенской площади, видимая со всех сторон. К западу от нее находились одноэтажные лавки Малого Гостиного ряда, а на почтительном удалении по периметру площади размещались двухэтажные торговые ряды.

Храм строился в период введения регулярного плана, когда уходили старые традиции и происходило активное освоение достижений столичной архитектуры. Эти обстоятельства не преминули сказаться на облике церкви, создав несколько стилистических противоречий, на деле, правда, не нарушавших удивительные пропорции и целостный вид, которыми в избытке был наделен Успенский храм.

Церковь получила традиционную четырехчастную структуру и своей композицией близко напоминала посадские церкви второй половины XVII - середины XVIII веков. Четверик храмовой части имел, как ни удивительно, трехчастное деление и завершался полукруглыми кокошниками, с востока к нему примыкали три небольшие апсиды алтаря. Венчало храм пятиглавие, выполненное в лучших традициях древнерусской архитектуры. Средний световой барабан имел восьмигранную форму. С запада к храму примыкала трапезная с четырьмя арочными окнами, далее была высокая четырехъярусная колокольня, состоявшая из восьмериков с четырьмя открытыми и четырьмя глухими арками, по углам обработанных тонкими колоннами. Только на верхнем ярусе звона все восемь арок были сквозными. Завершали колокольню купол, вытянутые барабан и главка.

В декор храма были включены упрощенный антаблемент дорического ордера и наличники с крупными боковыми колонками, килевидными и прямыми сандриками. При архаичной структуре храм имел элементы барочного и классического стилей. Его общий строй следовал новым архитектурным правилам. Даже лопатки на фасадах храмовой части близко напоминали четырехколонный портик.

В облике и деталях Успенская церковь имела много общего с построенными несколько лет спустя церквами Филипповской и Царевича Димитрия «на поле». Здесь явно присутствуют заимствования из проектов, повторение понравившихся деталей. Внутри храм украшали богатые вызолоченные иконостасы и росписи, выполненные Т.А. Медведевым в 1818 г.

Успенскую церковь отличал яркий праздничный вид. Окруженная монументальной каменной оградой со Святыми воротами, часовней и сторожкой, с примыкавшими навесами торговых лавок, она являлась главной доминантой площади и служила одним из лучших украшений города, одним из самых запоминающихся и характерных элементов городского ансамбля.

Недаром известный русский художник Константин Юон изобразил ее на картине «Тройка в Угличе», 1913 г. Для него этот уголок торговой площади стал одним из отражений русской провинции.

Знал ли он, знали ли горожане, что спустя всего лишь несколько лет этот до боли знакомый вид, этот образ старого Углича уйдет в небытие. Сначала пожар 1921 г., истребивший торговые ряды, потом вандализм новой власти, отказавшейся восстанавливать торговые здания и стершей с лица земли в 1930-х гг. многие храмы и в числе них Успенский. Еще одна утрата, еще один исчезнувший элемент городского ансамбля, еще одна поруганная святыня... Возвратит ли когда-нибудь Углич свое историческое лицо?

Е.А.Лиуконен. Архитектурные памятники Углича

Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"