Филипповская церковь
В путеводителях не принято говорить об утраченных памятниках, но Филипповскую церковь, как и Покровский монастырь, обойти трудно. Среди многих утрат они остаются самыми крупными, и, упуская большинство, о них все же следует сказать несколько слов. Следует вспомнить совершенные и прекрасные создания Старого Углича, которого во многом уже нет.
Ныне в начале Ярославской улицы на берегу Каменного ручья прекрасный парк - город постепенно залечивает свои больные раны. Прямые аллеи, пышные деревья, клумбы и стильные фонари скрывают следы варварски уничтоженного значительного архитектурного ансамбля одного из самых красивых мест Углича. Территория вновь обрела свое лицо, храня печальную память о прошлом.
Как и на месте других церквей, где стояла Филипповская, с давних пор были деревянные храмы. Там находилась церковь Рождества Христова «на могилицах» с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Апостола Филиппа. В Смутное время она была разрушена, но вскоре восстановлена. В Писцовых книгах 1674-1676 гг. упоминается шатровая Предтеченская церковь с трапезной и приделом Апостола Филиппа. При ней теплый Рождественский храм с приделом Трех святителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. При церкви с отдаленных времен были богадельни, традиционно находившиеся в этом месте, содержавшиеся за счет пожертвований и царского жалованья.
В новом XVIII веке Рождественский храм был отстроен в камне, но другая церковь прихода оставалась деревянной. На исходе столетия тут, вблизи кремля, началось грандиозное строительство.
В то время по генеральному плану были проведены новые улицы, а в районе Филипповской церкви создана одноименная торговая площадь, продолжившая за Каменным ручьем внушительный ансамбль угличского торга. Правда, Филипповская площадь вместе со сливавшейся с ней в единое целое соседней Вознесенской (где тоже стоял каменный храм) не имела стационарных лавок. На ней в основном сосредотачивалась ярмарочная торговля.
В этом же месте начиналась главная Ярославская улица, прямой стрелой уходившая на восток, и рядом протекал Каменный ручей, был кремль. Все говорило об исключительности места. И строителям удалось почувствовать его особенность, удалось построить здание, по собственным качествам и согласованности с пространством ставшее одним из самых интересных и удачных созданий русской провинциальной архитектуры.
Филипповский храм поражал многими частями, но, несомненно, самой внушительной и видной была колокольня. В ней слились высота, величие и весомое стремление вверх. Она была четырехгранной, ярусной. Все четыре яруса были прорезаны арками, углы оформлены пучками колонн. Их венчали по барочному изогнутые разорванные фронтоны. Но в целом колокольня была классической. Ее венчал крупный куб, в котором находились часы. Над кубом поднимался внушительный шпиль.
В этом взлете, в этой громадности заключалась какая-то захватывающая феерия стремительности и красоты, которая и на старых фотографиях не оставляет равнодушным. Говорят, что с филипповской колокольни, самой высокой в городе, в ясную погоду был виден Мышкин, отстоящий от Углича на сорок верст. А сама колокольня имела высоту около 70-80 метров, один лишь шпиль был в 40 аршин (ок. 28 м).
К перспективе улицы разворачивался сам храм - протяженная крупная трапезная и храмовая часть, вместившие три престола прежних церквей. Храмовая часть была вторым интересным элементом храма. В ней, как это ни удивительно для центра России, ярко проявились черты украинских церквей XVII-XVIII вв. В основе храмовой части лежала форма четырехлистника-квадрифолия, завершение образовывали изгибавшиеся по контору боковых пристроек фронтоны и типично украинские купола- «бани», заменявшие традиционное пятиглавие. Но декор и другие детали храма были не барочными, а классическими. Они включали наличники окон в палладианском стиле, состоявшие из двух небольших боковых колонн и треугольного сандрика. По верхней части стен проходил карниз, в упрощенном виде повторявший антаблемент дорического ордера.
Почему в Угличе появился храм, включавший элементы украинской архитектуры, не вызывает удивления. Архиереями Ростово-Ярославской епархии в XVIII веке часто становились малороссы - под влиянием одного из них мог быть создан проект и предложен строителям какого-нибудь нового храма. Интересно, что в мологском селе Ново-Никульском до сих пор сохранилась Троицкая церковь (1806 г.), аналогичная Филипповской, но меньших размеров. Их строила, вероятно, одна артель мастеров. Несколько лет спустя в Угличском Богоявленском монастыре был построен Федоровский собор, также наделенный четырехлепестковым планом, но имеющий иную деталировку.
Филипповскую церковь строили больше двадцати лет (1799-1821 гг.). Ее украшали многие известные провинциальные мастера - Тимофей Алексеевич Медведев, Григорий Иванович Буренин и другие. Ею более ста лет любовалось ни одно поколение угличан и приезжих. А чтобы навсегда сокрушить, искоренить красоту ушло лишь несколько лет.
В 1927 г. церковь была закрыта, а в 1937 г. предприняты работы по обрушению колокольни. Вскоре после этого был уничтожен и сам храм.
Что думали те люди, первобытными методами подтачивавшие Филипповский храм, - забивая в устои колокольни и выжигая деревянные чурки, - в их упорных трудах и инженерных расчетах не было доброго начала, лишь зло и вред городу, который с утратой столь внушительной доминанты становился заурядней и хуже, а памятью о прежней красоте оставались лишь записки и фотографии.
Может быть, годы спустя, как знаменитый Храм Христа Спасителя в Москве или Успенский кафедральный собор Ярославля, Филипповская церковь вновь займет свое место, но едва ли у нынешних угличан хватит на это духа. Е.А.Лиуконен. Архитектурные памятники Углича
|