|
Дивно-горская пустынь
Второй раз имя Дивной угличане дали отлогой горе па берегу петляющей реки Воржехоти. Здесь в 1674 году Иона Сысоевич основал небольшой монастырь — Дивно-горскую пустынь, от которой осталась Троицкая церковь, законченная в 1694 году при преемнике Ионы митрополите Иосафе. Чарующая красота этих мест не могла оставить равподушными древних зодчих, думавших не столько об украшении построек, сколько о том, чтобы постройки украшали землю. К склону здание выходит ступенчато нарастающими объемами, и линии подъема вторит лестничный всход; совсем иначе — единой плоскостью — решен обращенный к дороге южный фасад. Свободные асимметричные массы постройки продолжают плавный ритм рельефа, а живописный силуэт венчает всю округу.
Здание стало но только продолжением природы, оно преобразило пейзаж, превратив невысокий холм в поистине дивную гору.
Троицкая церковь — один из самых интересных и своеобразных памятников Углича. Многое в ее облике навеяно памятниками Ростова «ИОНИНСКОГО» периода. Еще сильнее влияние «нарышкинского барокко», на которое ориентировался Иосаф. Но в Дивногорском памятнике новые элементы прочитаны по-своему.
По оси сгруппированы бесстолпный пятиглавый храм, трапезная и колокольня с широким сквозным ярусом звона на четверике и с резко сужающимся шатром. Угловое крыльцо с восьмигранными колонками ведет на северную галерею. Мотив частой аркады на колонках напоминает надвратный переход Ростовского кремля. За галереей следует открытая терраса-гульбище на двух больших арках. По всходу крыльца, переходя на галерею и гульбище, тянется парапет с ширинками. Слабо расчлененные апсиды покоятся на прямоугольном цоколе. Четверик церкви вверху опоясан килевидным аркатурно-колончатым рядом, отделенным тягами (мотив церкви Спаса на Торгу и других ростовских памятников). На южном фасаде выделяется смело скомпонованная группа окон. Наличники включают ордерные элементы: колонки на кронштейнах, антаблемент, разрезной сандрик с балясиной.
Восьмиугольные профилированные окна па основном четверике, круглые «слухи» шатра, граненые барабаны, а также терраса и ордерные наличники являются атрибутами «нарышкинского барокко». В зодчестве Углича эти элементы впервые появились в Троицкой церкви, которая осталась единственным местным памятником, глубоко отразившим новые художественные процессы в русском зодчестве на исходе XVII столетия.
|
|