МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
Угличские истории ...об угличанах "Отец" Братишка достал из-под печки косарь... Военный след в моей семье "Мы - Киселёвы!" За небо Углича Мой отец летчик Наша семья в годы войны Буду в Берлине Военное детство моего деда Мой прадед расписался на рейхстаге Погиб в войну под Кашином Они из рода Дикаревых По праву разделенного страданья Крест поставьте надо мною Жизнь семьи издателя Журины - история крестьянской семьи Из рода Знаменских Жизнь и Дело Николая Григорьева Морозовы отец-купец и сын-академик Юность зачарованная революцией Наш добрый доктор Один из первых российских подводников До смерти верный Из крепостных в короли История рода Покровских История рода Покровских (продолжение) Сын «врага народа» Про Курцево да Тимофеево Военные судьбы Знамовых

Один из первых российских подводников

Задолго до Октябрьской революции один известный русский адмирал говорил: «Соотечественники! Если вы увидели военного моряка с надписью «Подводное плавание» на бескозырке, то склоните nеред ним голову: каторжный у него военный труд, велика его заслуга в защите Российскою государства!»

Боевые подводные лодки в России стали строить начиная с 1902 года на Балтийском заводе в Петербурге и, когда стала очевидной неизбежность Русско- японской войны, начали перевозить их за тысячи верст по железной дороге на Дальний Восток для обороны Владивостока. Вот почему после разгрома русской эскадры Рожественского в Цусимском сражении японцы не рискнули приблизиться к Владивостоку: десять русских подводных лодок типа «Касатка» несли дозорную службу там и даже выходили в атаки. А после окончания войны бывший командир порт- артурского броненосца «Ретвизан» контр-адмирал Эдуард Щенснович доказал царю, что вместо одного дорогого броненосца, построенного за рубежом, можно в России построить 25 подводных лодок по 500 тонн водоизмещением или 60-80 лодок водоизмещением по 120-250 тонн. Доводы Щенсновича и успехи первых подводных лодок во Владивостоке привели к царскому указу от 19 марта 1906 года о создании подводного флота России, а сам Щенснович был назначен командующим этого флота. Главной задачей на тот момент Э.Н. Щенснович поставил создание в 1907 году на Балтике, в Либаве, первого учебного отряда подводного плавания. Был построен специальный бассейн для стоянки в нем 20-ти лодок (поначалу их было пять). В штат отряда отобрали 7 офицеров и 20 матросов. Они должны были быть высоконравственными, непьющими, бравыми, находчивыми, хладнокровными и отлично знающими дело. А среди первых матросов- подводников как раз и был мой дед по отцу Курочкин Михаил Васильевич (1886-1944), по сословию он - из крестьян Мышкинского уезда Ярославской губернии.

КУРСАНТ ШКОЛЫ ПОДВОДНИКОВ

Михаил Курочкин в 10 лет был привезен родственниками в Москву и отдан «в люди». Работал сначала учеником пекаря, потом на разных должностях в магазине у хозяина. Последняя его профессия - продавец живой рыбы. К 20-ти годам, перед службой в армии, хозяин по договору рассчитал прилежного работника за 10 лет его добросовестного труда. Ему было выдано денежное довольствие, пошиты дорогой костюм-тройка, зимнее пальто и добротная обувь, а главное - была написана хорошая характеристика. На призывной комиссии в армию он был признан годным к строевой службе, благодаря упомянутой характеристике его зачислили в отряд первых подводников, который был в то время, как отряд первых космонавтов в наши дни.

Курсант первой школы подводников М. Курочкин изучал вместе со всеми электрическое дело, устройство подводной лодки, различные механизмы и к тому же нес срочную службу матроса - участвовал в уборке помещений, исполнял другие наряды. Большое внимание уделялось общефизической подготовке, плаванию, изучению иностранных языков (дед мой знал немецкий и английский языки). После окончания школы Михаилу Курочкину было присвоено звание «кондуктор-электрик», которое приравнивалось к фельдфебелю. Сначала дед служил на подводной лодке «Лосось», которая была построена по Надо сказать, что эта лодка была первой быстро погружавшейся субмариной русского флота, двухкорпусной и разделенной непроницаемыми перегородками на 7 отсеков, вооруженной 8-ю торпедными аппаратами. Скорость полного хода лодки составляла девять с половиной узлов, дальность плавания — 3500 миль, экипаж - 35 человек. По рассказам деда, местом стоянки подлодки, ее базой, был Севастополь. Всего же за время боевых действий «Нарвал» захватил и уничтожил 3 образцу американских лодок Голланда и относилась к класст подлодок типа «Сом», имела до 120 тонн водоизмещения.

Первым командиром «Лосося» был 28-летний лейтенант Иван Иванович Ризнич, бывший водолазный офицер с броненосца «Георгий Победоносец». Он был автором «Словаря командных слов по управлению подводными лодками», с 1914 года командовал дивизионом подводных лодок особого назначения, а в 1917 году был командиром подводной лодки «Святой Георгий», совершившей первое среди русских подводных лодок океанское плавание - переход из Средиземного моря (Генуя) в Белое (Архангельск). Со слов дедушки, лейтенант Ризнич был любимцем команды, все старались выполнять его приказы, работать добросовестно. Весь экипаж «Лосося» стал образцовым, и впоследствии кондукторы «Лосося» стали основой экипажей новых подводных лодок.

ВОЕВАЛ НА МОРЕ С ТУРКАМИ

В октябре 1913 года Михаил Курочкин с другими моряками-подводниками едет в город Николаев на Черном море — в командировку для принятия подводных лодок в строй. Однако выходит так, что задерживается он там на целых четыре военных года. Он служит на подводной лодке «Нарвал», которая вошла в строй 23 августа 1915 года и сразу приняла участие в боевых действиях. 2 турецких парохода и 9 парусных и моторных шхун. Сопровождал он также в сентябре 1915 года русский минный заградитель «Краб» во время его похода к проливу Босфор для установки второй минной банки. А однажды на отряд русских подводных лодок, шедших в надводном положении, налетели несколько турецких самолетов и стали бомбить их. «Нарвал» не смог сразу погрузиться в подводное положение из-за поломки в одной из балластных цистерн. Возможно, была диверсия, и лодку хотели захватить в плен. Но когда кондуктору Курочкину было поручено срочно устранить неполадки, он сразу же на другой половине лодки нашел обрезанные провода, восстановил их, и лодка благополучно ушла под воду. За этот подвиг он был награжден. Вообще дедушка был малословен, не любил рассказывать о войне, о наградах, о том, что был офицером императорского флота и знал иностранные языки.

К концу первой мировой войны подводники были возвращены в Петроград, а Михаил Курочкин стал служить на базе подводников в Кронштадте. И что примечательно - в начале 1917 года вместе с ним проходил службу художник из Углича П.Д. Бучкин, который был призван в подводники по мобилизации Временного правительства. Так что мой дед был хорошо знаком с ним, они оба были одного возраста и к тому же земляками. Кроме фотографий, по рассказам моих родственников, у деда какое-то время хранились карандашные рисунки Петра Бучкина - портреты матросов, зарисовки кораблей и улиц Петрограда. К сожалению, со временем они были утрачены.

ПОСЛЕ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ В 1918 ГОДУ

В 1918 году Михаил Курочкин демобилизовался. Приехав на родину в деревню Рябинино Серской волости Мышкинского уезда Ярославской губернии, он женился на местной красавице из состоятельной крестьянской семьи Прасковье Сергеевне Сазоновой, уроженке деревни Мосяги- но. Дед увез ее в Петроград, где они хотели постоянно жить. Бывшего кондуктора- подводника взяли на работ}' на судостроительный завод механиком, у него с женой была квартира на Васильевском острове. Но молодой женщине не понравилось жить в шумном и голодном городе, и она уговорила мужа временно уехать обратно домой, в деревню Рябинино, где они решили крестьянствовать. У них со временем родилось 5 детей: Екатерина, Геннадий, Зоя, Герман (мой будущий отец) и Михаил. С началом коллективизации Михаил Васильевич уезжает в Рыбинск. Семья жила в деревне, а глава ее работал в Рыбинске на судостроительном заводе, приезжая домой в отпуск.

Перед войной старший сын Геннадий (1924 года рождения) переехал жить к отцу, где закончил школу и аэроклуб. С началом войны он пошел добровольцем (в 17 лет) в армию. После окончания краткосрочного летного училища младший лейтенант Геннадий Курочкин погиб 2 февраля 1943 года в воздушном бою под Сталинградом, в день окончания Сталинградской битвы. Сам же бывший моряк- подводник М.В. Курочкин не был призван в армию - на него распространялась бронь, как на специалиста по ремонту судов. Он трагически погиб в Рыбинской тюрьме в 1944 году - после того, как был репрессирован по ложному обвинению в шпионаже.

ОСТАЛЬНЫЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КУРОЧКИНЫХ

Старшая дочь Михаила Васильевича Курочкина, Екатерина Брюханова (1922- 2005), после окончания Угличского педагогического училища в 1941 году по распределению уехала работать в Иркутскую область, в поселок Ново-Чунка. Вышла там за сибиряка замуж и работала учителем. У нее была большая семья: трое детей и много внуков. Вторая дочь, Зоя Михайловна Бессонова (1925 года рождения), во время войны работала по мобилизации на военном заводе в Ярославле. Потом, после окончания войны, училась вместе со своим братом Германом в Мышкинском сельхозтехникуме, работала агрономом. Сейчас ей 82 года, она участница Великой Отечественной войны, живет в Угличе. У нее есть сын Павел. Мой отец, Герман Михайлович Курочкин (1928-2001), работал агрономом, закончил заочно исторический факультет Ярославского пединститута, работал директором филиала госархива в Угличе. В конце 50-х годов в Углич приезжал художник, профессиональный живописец П.Д. Бучкин. Пришел к отцу в архив по делам, узнал, что Он сын Михаила Васильевича Курочкина, с которым служил когда-то в Кронштадте. С тех пор они длительно переписывались, сохранились и письма в фонде моего отца в филиале архива. Результатом этой переписки было, в частности, то, что часть своих картин П Д Бучкин по просьбе моего отца завещал городу Угличу.

Младший сын, Михаил Михайлович Курочкин (1933-1996), после окончания ФЗУ в Рыбинске и службы в частях Группы советских войск в Германии работал с 1957 года до своей кончины на Угличском ма- шзаводе слесарем-ремонтником, был мастером своего дела. Как-то раз я спросил у своего двоюродного брата Павла Бессонова: «Помнишь ли ты нашего деда Михаила Васильевича?» Павел сразу ответил мне, что дед был для него примером всю жизнь. Он слышал рассказы о знаменитом моряке от бабушки и матери. Портрет деда в морской форме на фоне Черного моря всегда висел у него в комнате на стене, когда он учился в школе и Угличском механико-технологичес- ком техникуме, а потом это фото перекочевало в каюту Павла на судне! Павел единственный из нашей семьи продолжил морское дело нашего деда: после службы в армии он окончил мореходное училище и 8 лет ходил в Атлантику на рыболовецких судах из литовского города Клайпеды, который находится в каких-то 100 км южнее латвийского города-порта Лиепаи, где начинал свою морскую службу наш знаменитый дед. Павел работал механиком по холодильным установкам (пригодилась учеба в УМТТ). Во время плаваний в свободное время помогал старпому, заведовал на судах в библиотеке газетами и журналами, занимался спортом, читал много книг о море, морских путешествиях, подводниках. Сейчас Павел живет в Москве, работает наладчиком в одной из иностранных пищевых фирм. Часто приезжает на автомашине в Углич проведать мать.

В старой квартире моих родителей на стене висел свадебный портрет моих дедушки и бабушки, а рядом - портрет погибшего на войне Геннадия. Кстати, моего старшего брата в честь его назвали Геннадием. Так вот, в конце 60-х годов к нам в гости приезжал из Ленинграда старый родственник моего отца и товарищ деда мышкинец Михаил Ботин. Он сразу подошел к свадебному портрету, узнал старого своего приятеля и сказал, что «Мишка-матрос» пользовался большим уважением у всех односельчан и что ради того, чтобы посмотреть на портрет друга, стоило приехать в Углич. В моем домашнем архиве хранятся (по наследству от моего отца) пожелтевшие фотографии моего деда - Курочкина Михаила Васильевича — в военной морской форме, с названиями кораблей на бескозырках. Беречь их надо вечно!

ВОТ ЭТО СЛУЧАЙ!

Интересный факт наблюдается в связи с нашим рассказом о первом подводнике М.В. Курочкине и его генеалогических потомках. Когда молодые кондукторы-сослуживцы заканчивали службу на флоте (было это где-то в 1917 году), Курочкин и его лучший друг (тоже унтер-офицер) Панченко, родом из крымского Джанкоя (на нижнем фото в самом начале статьи он - второй справа), решили, что в будущем они обязательно породнятся, поженив своих детей (а если не детей, то внуков). И ведь почти так оно и вышло! С той лишь разницей, что деду Михаилу Васильевичу не довелось свести свою внучку Людмилу Брюханову с внуком своего флотского друга Григорием Панченко - не дожил наш герой-подводник до радостного дня, загубили его сталинские «цепные псы». Молодые люди нашли себя сами! Григорий, отбывая наказание за какую-то провинность отработкой на «химии» в городе Мышкине, познакомился с мастером-сыроделом Людмилой (она закончила угличское техучилище № 19). Сошлись, как говорится, в начале 70-х годов поженились, а после свадьбы и выясняется вдруг, что их дедушки служили десять лет на одной подводной лодке! Молодожены уехали жить на родину Людмилы, в Иркутскую область. Что и говорить, уникальное совпадение.

Журнал "Углече Поле"№7 2008г.

Детективное агентство в спб, частный детектив детективное агентство detective.spb.ru. | Легкая мужская одежда для тенниса.
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2014.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"